Соглашение между Территориальной организацией Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Южного военного округа и командованием Южного Военного округа на 2019–2021 годы

                                                                 

                                                               I. Общие положения

   Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Территориальной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Южного военного округа (далее – ТО Профсоюза округа) в лице председателя Территориальной организации Профсоюза и командования Южного военного округа (далее – командование округа) в лице командующего войсками Южного военного округа, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее  Соглашение  об обязательствах в сфере регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2019–2021 годы и совместных действиях Сторон по их реализации.

     Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

      Стороны договорились:

      1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 г. и действует по 31 декабря 2021 г.

    По истечении указанного срока, в случае если Стороны не заключили Соглашение на последующий период, Стороны могут своим решением продлить один раз действие Соглашения на срок не более трех лет.

      Ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.

    2. Ведение  коллективных  переговоров   по   подготовке,   заключению  или внесению изменений и дополнений  в  Соглашение, организации  контроля за его  выполнением  и  подведению  итогов,  толкованию   и   разъяснению  его положений,  а также  рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным   договорам   (соглашениям), заключенным   на   его основе, возлагаются   на   Комиссию    по   регулированию  социально-трудовых отношений,   созданную   приказом командующего войсками военного округа от 6 сентября 2018 г.  № 536  (далее именуется – Комиссия).

      3. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

      4. Соглашение распространяется на представителей командования округа, осуществляющих полномочия работодателей в отношении работников  воинских частей и организаций (далее – работодатели), и  весь гражданский персонал, работающий в воинских частях и организациях  (далее именуются соответственно – гражданский персонал,  если иное не оговорено особо), и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

    Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

   5. Стороны Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в заключении коллективных договоров (соглашений).

    6. Законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и улучшающие, по сравнению с Соглашением, социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала, применяются с момента вступления их в силу.

     7. Положения и нормы, установленные Соглашением, обязательны для выполнения заместителями командующего войсками округа, командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей, начальниками(руководителями) организаций, военными комиссарами, всеми профсоюзными органами и организациями, входящими в состав ТО Профсоюза округа.

                       

                          II. Социальное партнерство и координация действий Сторон Соглашения

   8. Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления боевой готовности войск, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала.

     9. Стороны обязуются руководствоваться Соглашением и соблюдать все его условия.

  10. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.

  11. Командование округа гарантирует невмешательство в деятельность ТО Профсоюза округа, соблюдение прав Профсоюза в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзных организаций в воинских частях.

   12. В целях освещения деятельности  и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в округе с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

   13. Стороны обязуются не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя обязательств на заседании комиссии округа по регулированию социально-трудовых отношений.

     Председатель ТО Профсоюза округа по решению командующего войсками Южного военного округа может присутствовать на военных советах округа, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся гражданского персонала.

     14. Изменения в Соглашение вносятся в следующем порядке:

   Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

    после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть проведены в течение одного месяца;

      изменения в Соглашение вносятся решением Сторон после соответствующего представления Комиссии.

   15. Соглашение в месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров (начальников)воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.

    16. В целях дальнейшего развития социального партнерства по предложению Сторон проводятся взаимные консультации по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, занятости, медицинского обслуживания гражданского персонала.

     17. Должностные лица военного округа при проведении ревизий, проверок воинских частей и организаций и по результатам проверки вопросов трудового законодательства, оплаты и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров (соглашений) проводят встречи с представителями профсоюзных организаций. Представители профсоюзных организаций оказывают всяческую помощь в проведении указанных мероприятий.


                                 III. Обязательства командования Южного военного округа

     В области занятости и переподготовки кадров

     18. Работодатели организуют свою работу  в соответствии  с требованиями статьи 25 Закона  Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.  № 1032-1 (в редакции от 03.08.2018 г.)  «О занятости населения в Российской Федерации».

     19. В целях  смягчения негативных  последствий  сокращения  численности  работников  осуществляют  следующие мероприятия  в первую очередь за счет внутренних резервов воинских частей:

      укомплектование свободных рабочих мест (перевод на другую должность с согласия работника);

      упреждающую переподготовку кадров  в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели;

      перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в другие воинские части;

      использование других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим трудовым законодательством.

   20. ТО Профсоюза  округа  и  командование округа  устанавливают следующие критерии массового увольнения гражданского персонала:

       при ликвидации воинской части с численностью работающих 15 и более человек;

       при сокращении численности или штата гражданского персонала воинской части:

       50 человек в течение 30 календарных дней;

       200 и более человек в течение 60 календарных дней;

       500 и более человек в течение 90 календарных дней.

       Командиры (начальники) воинских частей:

   при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной (частичной) приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении обязательных условий трудового договора по инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала – не позднее чем за три месяца;

       взаимодействуют с выборным профсоюзным органом с целью соблюдения прав и законных интересов гражданского персонала;

    оказывают содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских частях и организациях, атак же через региональные органы службы занятости;

     предоставляют лицам гражданского персонала, уволенным по сокращению штата или численности работников, при прочих равных условиях, преимущественное право возвратиться на рабочее место при возникновении вакантных должностей;

   осуществляют меры по дальнейшему развитиюи совершенствованию системы обучения, повышению профессионального уровня, переподготовке кадров;

  организуют взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого гражданского персонала;

   предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с действующим трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных для лиц, высвобождаемых при ликвидации воинских частей, либо сокращением их численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях.

       

      В области трудовых отношений

       21. Командование округа обеспечивает:

      выполнение командирами (начальниками) воинских частей и организаций ЮВО Трудового кодекса Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны и локальных правовых актов.

       При нарушениях в воинских частях ЮВО трудового законодательства  принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

       реализацию положений статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации;

    информирование  работников  о правовых актах,  содержащих нормы  трудового  права  в  соответствии с предоставленными полномочиями;

    включение представителя выборного профсоюзного органа воинской части в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации лиц гражданского персонала с соблюдением требований законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны;

       утверждение соответствующими командирами и начальниками правил внутреннего трудового распорядка воинских частей с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору;

   доставку гражданского  персонала на работу и обратно, а также детей в школу служебным транспортом при отсутствии общественного транспорта (не считая такси). Порядок и условия доставки на работу и обратно служебным транспортом устанавливаются в коллективных договорах(соглашениях) и объявляются приказами соответствующих командиров (начальников);

       нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю;

     соблюдение порядка и условий привлечения гражданского персонала к сверхурочным работам, которое должно производиться с письменного согласия работника и с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа  (статья 99 Трудового кодекса Российской Федерации);

       оплату сверхурочной работы за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Пожеланию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

       оплату работы  в выходной  или  нерабочий праздничный день в  размере не  менее  одинарной  дневной или часовой ставки за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени, с учетом стимулирующих и компенсационных выплат;

    доплату при совмещении профессий(должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или выполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 151 ТК РФ) в размере, устанавливаемом по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и(или) объема дополнительной работы (ст.60.2 ТК РФ);

    оплату работы  в ночное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1 ст.154 ТК РФ);

    соблюдение режима труда в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, исходя из особенностей и условий деятельности воинской части;

     увольнение работников, являющихся членами профсоюза, в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 или 5 части 1  статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации производит только с предварительного согласия соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, если это предусмотрено коллективным договором;

   предоставление ежегодных оплачиваемых  и дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Продолжительность дополнительных отпусков устанавливается коллективными договорами (соглашениями) или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Дополнительные отпуска могут присоединяться к основному отпуску (ст. 116 ТК РФ).

   22. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом и не может быть меньше продолжительности, установленной Правительством Российской Федерации (ст. 117 ТК РФ).

      23. Продолжительность, порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для гражданского персонала с ненормированным рабочим днем определяются коллективным договором (соглашением) или правилами внутреннего трудового распорядка воинской части.

      Продолжительность дополнительного отпускане может быть меньше трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

      24. Командиры (начальники) воинских частей:

     не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают включение в трудовые договоры условий, не ухудшающих положение гражданского персонала по равнению с нормами, установленными действующим трудовым законодательством, настоящим Соглашением, коллективными договорами (соглашениями);

    не привлекают лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, необусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим трудовым законодательством;

   принимают локальные нормативные акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права гражданского персонала только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 372 ТК РФ);

      не направляют лиц гражданского персонала без их согласия в командировки, связанные с риском для их жизни и здоровья, атак же в районы вооруженных конфликтов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Гарантируют лицам гражданского персонала при направлении их в служебные командировки сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой;

   организуют поощрение гражданского персонала, в том числе государственными и ведомственными наградами. Представления к награждению гражданского персонала ведомственными наградами подписываются командирами  (начальниками) воинских частей и руководителями соответствующих выборных профсоюзных органов.

    25. Награждение государственными  ведомственными наградами и знаками отличия должностных лиц и освобожденных от основной работы профсоюзных работников производится  в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе по ходатайству ТО Профсоюза ЮВО.


      В области оплаты труда

    26. Командиры (начальники) воинских частей (организаций) обеспечивают:

   оплату труда гражданского персонала в воинских частях  в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;

   разработку и утверждение по согласованию с соответствующими профсоюзными органами положения об оплате труда гражданского персонала;

    положения о премировании гражданского персонала;

   информирование выборных профсоюзных органов об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части, порядка учета и расходования фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера;

    размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат, утвержденным  приказом  Министерства  здравоохранения  и  социального  развития  Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822, приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. № 90, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

    условия и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданского персонала, а также их размеры в соответствии с перечнем  видов выплат,  утвержденным  приказом  Министерства  здравоохранения  и  социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818;

     порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала;

   принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда. Извещают работников о введении новых норм труда не позднее чем за два месяца;

    разрабатывают обоснованные предложения по предоставлению гражданскому персоналу воинских частей  дополнительных льгот и преимуществ, в том числе социального характера, по сравнению с работниками других отраслей в целях повышения престижа работы в воинских частях, привлечения и закрепления квалифицированных кадров и в соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации;

    выплачивают заработную плату не реже чем каждые полмесяца в сроки и дни, установленные правилами внутреннего трудового распорядка воинской части, коллективным договором (соглашением), трудовым договором. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала;

   ежемесячное извещение работника в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).

        Форма расчетного листка устанавливается работодателем с  учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации и является приложением к коллективному договору.

       27. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации для различных категорий работников независимо от источников этих выплат (ст. 139 ТК РФ).

      28. При нарушении работодателем  установленного срока соответственно  выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат  причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить  их с уплатой процентов(денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой  действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате данной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.  (ст. 236 ТК РФ).

        29. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

   Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Время простоя по вине работника не оплачивается (ст. 157 ТК РФ).

     30. Гражданскому персоналу, привлекаемому к выполнению мероприятий боевой и мобилизационной готовности войск, учениям и тренировкам Работодатель обеспечивает:

      безопасные условия труда, доставку и сопровождение к месту проведения указанных мероприятий, в том числе в нерабочее время, питание и проживание, обеспечение спецодеждой, а также учет рабочего времени;

       включение перечня должностей работников, привлекаемых к данным мероприятиям, в коллективные договоры, порядка и условий их привлечения, а также гарантий и компенсаций за выполнение работ в условиях, отличающихся от нормальных;

    заключение  с работниками, которые могут привлекаться к проведению мероприятий боевой подготовки, трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним), предусматривающих соответствующие права и обязанности работников и работодателей, а также дополнительные гарантии и компенсации, в порядке, установленном трудовым законодательством;

     оплата труда работникам, участвующим в мероприятиях боевой и мобилизационной готовности войск, учениям и тренировкам проводится  согласно требованиям статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации (как оплата сверхурочной работы)  или по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного  времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

      31. Финансовые органы беспрепятственно представляют комитету ТО Профсоюза округа, комитетам территориальных и первичных профсоюзных организаций воинских частей (организаций), по их запросу, информацию о финансировании и обеспеченности денежными средствами на выплату заработной платы, социальной защищенности и занятости гражданского персонала.    


        В области охраны труда

      32. Проводит в соответствии с разделом X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации государственную политику в области охраны труда.

      В этих целях командование округа обеспечивает:

   безопасность гражданского персонала при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при применении в производстве техники, инструментов, сырья и материалов;

       организацию контроля за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты;

       соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

       режим труда и отдыха лиц гражданского персонала в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

   инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочих местах гражданского персонала и проверку знания требований охраны труда;

      недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знания требований по охране труда;

      финансирование и проведение  специальной оценки условий труда;

    контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты и правильностью их применения;

     приобретение и выдачу гражданскому персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемым Правительством  Российской Федерации;

   бесплатную выдачу молока или равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда, а так же лечебно-профилактического питания на работах с особо вредными условиями труда по установленным нормам. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников може быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором (соглашением) и (или) трудовым договором;

     компенсационные выплаты и  дополнительные отпуска за  вредные и (или) опасные условия труда;

     организацию и проведение расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

     сохранение за гражданским персоналом места работы, должности и среднего заработка на время приостановления работ вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работников;

    предоставление лицам гражданского персонала другой работы в случае их отказа от выполнения работ при возникновении опасности для жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно – оплату времени простоя до устранения этой опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  не привлечение к  дисциплинарной ответственности лиц гражданского персонала за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или)опасными условиями труда, не предусмотренных трудовыми договорами;

     перевозку в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям;

    не допущение лиц гражданского персонала к выполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

     проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и организацию разработки мероприятий по профилактике, снижению риска возникновения и уровня производственного травматизма;

   информирование гражданского персонала об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

     проведение работ, направленных на установление фактического наличия вредных и (или) опасных для здоровья производственных факторов;

    санитарно-бытовое обслуживание и лечебно-профилактическое обеспечение гражданского персонала в соответствии с требованиями охраны труда;

   оптимальные условия микроклимата в производственных помещениях, сокращая рабочее время по показателям микроклимата, предусмотренного СанПин 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», который с 1 января 2017 г. применяется в части не противоречащей СанПин 2.2.4.3359-16 «Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах». Оплата сокращенного рабочего дня по этим причинам производится как за полный рабочий день.

    допуск представителей выборных профсоюзных органов и органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в воинских частях, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соблюдением установленного режима секретности;

  обязательное социальное страхование гражданского персонала от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

   создание в воинских частях и организациях округа, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек, служб охраны труда или введение должностей специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

     33. Командиры (начальники) воинских частей:

    создают комиссии по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей и профсоюзных организаций;

      обеспечивают условия для работы комиссий по охране труда;

   немедленно информируют и в течение суток направляют извещение по установленной форме в комитет ТО Профсоюза округа о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом (ст. 228 и ст. 228.1 ТК РФ);

   представляют к установленному сроку соответствующему распорядителю средств федерального бюджета заявки на выделение денежных средств для финансирования мероприятий по охране труда на следующий год;

    разрабатывают и внедряют системы мероприятий, обеспечивающих заинтересованность руководителей, гражданского персонала в достижении высоких показателей в охране труда.


     В области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций

     34. Командование округа обеспечивает:

     проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических
(в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) категорий работников, установленных трудовым законодательством Российской Федерации с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований). Вредные и (или)опасные производственные факторы, при наличии которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения данных осмотров определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    разработку и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья лиц гражданского персонала и членов их семей;

    выплату пособий по социальному страхованию, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение совместно с выборными профсоюзными органами через органы Фонда социального страхования Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

   оказание гражданскому персоналу Министерства обороны Российской Федерации медицинской помощи в военно-медицинских организациях, а также освобожденным от основной работы профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные органы, и лицам, работающим в указанных органах, по программе обязательного медицинского страхования, а также на договорной основе за плату в тех военно-медицинских учреждениях, которые не включены в систему обязательного медицинского страхования;

     отпуск гражданскому персоналу за плату лекарственных средств и другого расходного медицинского имущества из аптек воинских частей и военно-медицинских учреждений в гарнизонах, вблизи которых отсутствуют гражданские аптеки. Перечень этих гарнизонов объявляется приказом командующего войсками военного округа.

       35. Виды социально-бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации определяются в коллективных договорах воинских частей с учетом их финансовых и производственных возможностей, условий местонахождения, потребностей лиц гражданского персонала и др.

    36. Командиры(начальники) воинских частей осуществляют мероприятия по предоставлению гражданскому персоналу мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 (в редакции от 29.07.2018 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими нормативными правовыми актами.

      37. Лица из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

    Служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.

 Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

         38.  Лицами  предпенсионного возраста считаются: мужчины в возрасте – 59 лет, женщины в возрасте – 54 года.

         39. Командиры воинских частей и учреждений:

        при необходимости изменяют формы организации труда, если они ведут к чрезмерному напряжению пожилых работников путем исключения или максимального ограничения сверхурочной работы;

     приспосабливают рабочее место и задания к возможностям работников предпенсионного возраста, используя имеющиеся технические средства и принципы эргономики, чтобы сохранить здоровье,  работоспособность и предупредить несчастные случаи;

          организовывают и осуществляют систематический контроль здоровья;

          обеспечивают безопасность и гигиену труда работников предпенсионного возраста;

          не допускают случаев незаконного увольнения лиц предпенсионного возраста в том числе и по дискриминационным признакам.


                                                   IV. Гарантии молодым работникам

         40. Молодыми работниками считаются лица в возрасте до 35 лет.

         41. Стороны считают приоритетными направлениями совместной деятельности молодежной политики в организациях:

        проведение профориентационной работы с молодежью в учебных заведениях и закрепление молодых работников в воинских частях и учреждениях;

          содействие повышению их профессиональной квалификации и служебному росту;

          развитие творческой активности молодежи;

          обеспечение их правовой и социальной защищенности;

          активизация и поддержка молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

         42. В этих целях Работодатель и Профсоюз ТО округа:

         вносят в коллективный договор (Соглашение)соответствующий раздел;

     разрабатывают комплексные молодежные программы с учетом Концепции молодежной политики в Профсоюзе и обеспечивают их выполнение.

         43. Командиры воинских частей и учреждений:

     могут предусматривать квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а так же возвращающихся в организацию после прохождения ими военной службы по призыву, не менее 1% от штатной численности организации;

      учитывают при приеме на работу граждан, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по которому в трудовой стаж работы один день военной службы по призыву засчитывается за два дня работы;

     предоставляют обучающимся без отрыва от производства оплачиваемые в установленном порядке учебные отпуска, а так же другие льготы, установленные коллективным договором;

      организуют наставничество и предусматривают меры по стимулированию наставников;

     предоставляют свободное от работы время (не менее 4 часов в неделю) членам молодежного совета (при наличии) для исполнения общественных обязанностей с сохранением средней заработной платы.Порядок освобождения и период времени определяются в коллективном договоре;

      обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению коллективного договора.


                                          V.  Гарантии  деятельности Профсоюза

       44. Командование округа создает условия для уставной деятельности ТО профсоюза ЮВО и входящих в ее состав территориальных и первичных профсоюзных организаций.

        Безвозмездно предоставляет комитету ТО Профсоюза округа  помещения в здании ФГБУ «Дом офицеров Южного военного округа» с существующей связью и мебелью, обеспечивает их содержание, уборку, ремонт и охрану по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр-кт Буденновский, 34.

    Территориальным организациям профсоюза субъектов федерации, входящих в состав ТО Профсоюза округа, помещения, здания, оргтехнику, средства связи  по соглашению с командующими объединениями.

      Территориальной организации профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России по Краснодарскому краю (г. Краснодар) комнату  в помещении военного комиссариата Западного и Прикубанского округов города Краснодар Краснодарского края по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Яна Полуяна 4/1.

  45. Командиры (начальники) воинских частей не препятствуют созданию в трудовых коллективах профсоюзных организаций, вступлению работников в Профсоюз, действующий в Вооруженных Силах Российской Федерации. Создание в воинских частях профсоюзных организаций других профсоюзов и объединений не допускается.

    46. Предоставляет бесплатно и беспрепятственно профсоюзным организациям информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, необходимую для осуществления их уставной деятельности.

        47. Командиры (начальники) воинских частей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»:

    безвозмездно представляют профсоюзным комитетам гарнизонов, воинских частей помещения, обеспечивающие размещение сотрудников, оргтехники, ведение, хранение документации, денежных и материальных средств, приема посетителей, проведение заседаний комитетов со всеми видами коммунального обеспечения, мебелью, содержанию и, при необходимости, ремонтом. Помещения     предоставляться в местах­ наиболее компактного размещения первичных профсоюзных организаций,  вблизи размещения соответствующих органов военного управления (командования округа, начальников гарнизонов, военных комиссариатов и т. д.). При этом общая площадь помещений должна быть не менее:  20 кв.м. для территориальной организации с численностью более 1000 членов профсоюза и хотя бы одного освобожденного профсоюзного работника, не менее 10 кв.м. с численностью членов профсоюза более 100 человек, с численностью членов профсоюза менее 100 человек не менее   5 кв.м.;

  предоставляют профсоюзным комитетам по их запросам необходимые нормативные правовые акты в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, а также необходимую для осуществления их деятельности информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, в том числе  о системе оплаты труда, размере средней заработной платы и иных показателях заработной платы по отдельным категориям работников, объеме и задолженности по выплате заработной платы;

  дополнительные условия обеспечения деятельности профсоюзных органов предусматриваются в коллективных договорах(соглашениях). Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором;

    председателям первичных профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, Работодатель предоставляет дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней без права выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск;

       освобождают от основной работы членов Профсоюза, с сохранением среднего заработка, не освобожденных от основной работы, для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзными органами, на время краткосрочной (до пяти дней) профсоюзной учебы, а также для участия в работе выборных профсоюзных органов. Предоставляют председателям профсоюзных организаций не менее 4-х часов в неделю время для выполнения общественных обязанностей по руководству профсоюзной организацией.  Условия их освобождения от работы для участия в этих мероприятиях определяются коллективными договорами (соглашениями);

     не  привлекают к дисциплинарной ответственности работников избранных (делегированных) в органы Профсоюза и неосвобожденных от основной работы, в том числе:

    — работников, входящих в состав органов Профсоюза без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководителей профсоюзных органов Профсоюза первичных профсоюзных организаций – без предварительного согласия комитета ТОП округа;

    — увольнение по инициативе Работодателя работников, избранных в состав профсоюзных органов Профсоюза, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего органа Профсоюза, а председателей первичных профсоюзных организаций – с согласия комитета ТО Профсоюза округа;

     — уполномоченных Профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в воинских частях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, а также лиц гражданского персонала, избранных в состав профсоюзных органов, без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа;

    обеспечивают при наличии письменных заявлений лиц гражданского персонала, являющихся членами Профсоюза, ежемесячное и бесплатное перечисление в установленные сроки на счет выборного профсоюзного органа членских профсоюзных взносов из их заработной платы в соответствии с коллективными договорами (соглашениями), и не вправе задерживать перечисление данных средств;

   командиры (начальники) по письменному заявлению лиц гражданского персонала, не являющихся членами Профсоюза, обеспечивают ежемесячное перечисление денежных средств из их заработной платы на счета Профсоюза на условиях и в порядке, определенных коллективными договорами;

     обеспечивают представителям ТО Профсоюза округа с соблюдением требований режима секретности посещение воинских частей, в которых работают члены Профсоюза, для реализации предоставленных профсоюзным организациям  прав;

    обеспечивают реализацию в воинских частях правовых актов Министерства обороны, регламентирующих социальное партнерство Профсоюза и органов военного управления.

                    

                                                 VI. Обязательства ТО Профсоюза округа

      48. ТО Профсоюза округа всеми не запрещенными законом средствами и способами содействует реализации настоящего Соглашения, поддержанию в трудовых коллективах высокой боевой готовности, здоровой морально-психологической атмосферы и созданию условий для повышения эффективности работы воинских частей.

  49. Проводит работу по защите социально-трудовых прав членов профсоюза, оказывает им, при необходимости, бесплатную юридическую помощь, осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства.

   50. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом Российской Федерации ТО Профсоюза округа, территориальные и первичные профсоюзные организации округа осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров(соглашений).

    51. Разрабатывает и вносит предложения командованию округа о принятии  нормативных правовых актов по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений в целях усиления социальной защищенности гражданского персонала.

    52. Представители ТО Профсоюза округа имеют право участвовать в деятельности комиссий округа всех уровней в целях защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза и всего гражданского персонала округа, вести переговоры и консультации по разработке и заключению Соглашения с командованием округа.


VII. Контроль за выполнением Соглашения и ответственность

за его нарушение или невыполнение

    53. Контроль выполнения Соглашения осуществляется Сторонами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и иными нормативными правовыми актами.

  Контроль выполнения Соглашения на местах осуществляют территориальные, первичные профсоюзные организации округа, командиры(начальники). При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют друг друга о имеющихся нарушениях для принятия соответствующих решений.

   54. Стороны взаимодействуют по вопросам соблюдения трудовых прав, социально-экономического положения гражданского персонала, обмениваются информацией и принимают решения, направленные на развитие и укрепление социального партнерства.

      55. Обязуются не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя обязательств на заседании  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

   56. Должностные лица Сторон, виновные в нарушении или невыполнении Соглашения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.