6 октября 2025 г.

Всероссийская акция профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!»

Ежегодно, 7 октября, профсоюзы проводят акцию в защиту законных прав и интересов трудящихся, посвященную Всемирному дню действий «За достойный труд!». С 2023 года мероприятия акции вошли в План мероприятий ФНПР по реализации обязательств Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024–2026 годы как инструмент популяризации и продвижения ценностей социального партнерства.

В 2024 году ФНПР удалось добиться закрепления в законодательстве понятий «молодой работник» и «наставничество в сфере труда». Многие территориальные объединения организаций профсоюзов включились в разработку региональных программ поддержки занятости молодёжи и программ закрепления кадров на рабочих местах.

Согласно Резолюции XII съезда ФНПР «Молодёжная политика», развитие института наставничества как эффективного инструмента адаптации молодых работников на рабочем месте и сохранения практического опыта, накопленного в трудовых коллективах, является необходимым условием, гарантирующим молодёжи достойный труд.

В этой связи перед профсоюзами России стоят задачи:

  • оказать поддержку массовому внедрению института наставничества посредством закрепления соответствующих норм в коллективных договорах и соглашениях;
  • привлечь внимание к важности наставничества в сфере труда как неотъемлемого инструмента достижения благосостояния трудящихся — членов профсоюзов.

Труд, при котором права работников защищены, который приносит адекватный доход и обеспечивает социальную защищенность. 

В 1999 г. МОТ приняла концепцию достойного труда. Согласно этой концепции достойным может называться труд, который является свободным, справедливо оплачиваемым, безопасным, социально защищенным, не принижающим достоинство человека; это труд, открывающий равные стартовые возможности для всех, гарантирующий участие в принятии управленческих решений и саморазвитии личности; труд, позволяющий работнику заниматься любимым делом в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства.

В России главным сторонником такой концепции является ФНПР. Ключевые характеристики достойного труда:

  • производительность;
  • безопасность;
  • уважение прав работников и социальная защита;
  • соответствующий доход;
  • возможность влиять на принятие решений в сфере условий труда, трудовых отношений через социальное партнерство.

Достойная заработная плата — один из ключевых стандартов достойного труда. Цените своих наставников? Профсоюз знает, как сделать их труд по-настоящему достойным! Предлагаем не просто «спасибо», а реальные действия:

  • финансовая мотивация: надбавки и бонусы, которые могут достигать 100% оклада;
  • дополнительные дни отпуска и статусные «пряники» в виде карьерных преференций.

Присоединяйтесь к акции ФНПР, чтобы внедрить эти практики в вашей организации. Сделаем труд наставников видимым, ценным и справедливо оцененным!



СТАНДАРТЫ ДОСТОЙНОГО ТРУДА

Стандарты достойной заработной платы

Достойная заработная плата — заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семье


1. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА НА УРОВНЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА

Механизмы:

  • Ратификация конвенции Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 год).
  • Принятие федерального закона о восстановительной потребительской корзине трудоспособного работающего населения в Российской Федерации.
  • Принятие федерального закона о минимальном (восстановительном) потребительском бюджете в Российской Федерации.
  • Установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже минимального (восстановительного) потребительского бюджета.
  • Определение порядка и сроков поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины минимального потребительского бюджета трудоспособного работающего населения в Российской Федерации.

Индикаторы:

  • Доля работников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации.
  • Доля работников, получающих заработную плату ниже величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета трудоспособного работающего населения в Российской Федерации.
  • Соотношение минимального размера оплаты труда и средней начисленной заработной платы.
  • Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной начисленной заработной платы.


2. УСТАНОВЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ТАРИФНОЙ СТАВКИ (МИНИМАЛЬНОГО ОКЛАДА) НА УРОВНЕ НЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА, УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ

Механизмы:

  • Установление в коллективном договоре, соглашении минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления минимальной тарифной ставки (минимального оклада, базового оклада, базового должностного оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Индикатор:

  • Количество коллективных договоров, соглашений, в которых минимальная тарифная ставка (минимальный оклад) установлена на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.


3. МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА — МИНИМАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РАБОТНИКА ЗА НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ТРУД В НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

Механизм:

  • Законодательное определение минимального размера оплаты труда как вознаграждения за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего месячную норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Индикатор:

  • Количество коллективных договоров, соглашений, в которых минимальная тарифная ставка (минимальный оклад) установлена на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.


4. СООТВЕТСТВИЕ УРОВНЯ ОПЛАТЫ ТРУДА КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА, СЛОЖНОСТИ, КОЛИЧЕСТВУ, КАЧЕСТВУ И УСЛОВИЯМ ТРУДА

Механизм:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности установления в коллективных договорах и соглашениях размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным уровням и их доли в заработной плате.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления взаимосвязи между уровнем квалификации и размером оплаты труда: «Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), базовые оклады (базовые должностные оклады) и иные виды основной заработной платы, используемые в организациях при формировании систем оплаты труда, определяются в соответствии с квалификационными требованиями к работнику, исполняющему конкретную трудовую функцию в рамках принятого по занимаемой им должности профессионального стандарта».

Индикаторы:

  • Количество коллективных договоров и отраслевых (межотраслевых) соглашений, в которых установлены размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным уровням и их доля в заработной плате.
  • Количество коллективных договоров и соглашений, в которых доля гарантированной части в оплате труда составляет 70 и более процентов.


5. РАВНАЯ ОПЛАТА ЗА ТРУД РАВНОЙ ЦЕННОСТИ БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ДИСКРИМИНАЦИИ

Механизмы:

  • Принятие постановления Правительства Российской Федерации об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам.
  • Установление в Российской Федерации прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности установления в соглашениях отраслевых систем квалификаций с обязательной дифференциацией каждого квалификационного уровня по размеру заработной платы.

Индикаторы:

  • Количество соглашений, в которых установлены отраслевые системы квалификаций.
  • Коэффициент фондов — соотношения средней заработной платы 10 процентов самых низкооплачиваемых и 10 процентов самых высокооплачиваемых работников.


6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Механизмы:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности установления в коллективных договорах и соглашениях механизмов повышения уровня реального содержания заработной платы.
  • Принятие нормативного правового акта Российской Федерации о порядке и сроках индексации заработной платы работников бюджетных и казенных учреждений.

Индикаторы:

  • Повышение среднемесячной реальной заработной платы.
  • Повышение реальной заработной платы по каждой децильной группе.


7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА

Механизмы:

  • Принятие нормативного правового акта Российской Федерации о финансовом обеспечении и мерах государственного содействия системной организации нормирования труда во исполнение ст. 159 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Разработка и принятие Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации нормативно-правовой базы по установлению типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда во исполнение ст. 161 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения положений об установлении систем нормирования труда.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения, замены и пересмотра норм труда на предприятии (в учреждении, организации) по согласованию с представительным органом работников.

Индикаторы:

  • Количество коллективных договоров и соглашений, включающих положения по установлению систем нормирования труда.
  • Соотношение количества выявленных и устраненных случаев нарушений Трудового кодекса Российской Федерации в части установления и пересмотра норм труда без согласования с представительным органом работников.


8. СТАНДАРТЫ ДОСТОЙНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Достойная занятость — максимально возможная занятость на рабочих местах, обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.

Достойное рабочее место — рабочее место, оснащенное современным оборудованием и технологиями, отвечающее безопасным условиям труда, обеспечивающее стабильную занятость и достойную заработную плату работнику в соответствии с уровнем его квалификации.

Механизм:

  • Законодательное определение рабочего места.

Индикаторы:

  • Динамика создания и модернизация рабочих мест с высокой добавленной стоимостью по видам экономической деятельности.

9. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Наличие рабочих мест в достаточном количестве для желающего трудиться трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие образованию, опыту работы.

Механизмы:

  • Разработка нормативно-правового обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания и модернизации 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.
  • Реализация государственной программы по содействию занятости населения, целями которой должны быть создание высокопроизводительных рабочих мест и модернизация неэффективных.

Индикаторы:

  • Уровень общей безработицы.
  • Уровень регистрируемой безработицы. Длительность поиска работы.


10. СТАБИЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Стабильная занятость — это стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения; занятость, обеспечивающая работнику достаточный доход, исключающий необходимость искать дополнительный заработок.

Механизмы:

  • Законодательное усиление защиты работников в случаях уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заёмного труда».
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части исключения выполнения работы членами семьи надомника без возникновения трудовых отношений между такими исполнителями работы и работодателем.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда за счет средств работодателя, а также обязательности включения в трудовой договор места и даты получения заработной платы работником при выполнении работы на дому или дистанционно.

Индикаторы:

  • Количество лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
  • Количество трудовых договоров, оформленных по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда.
  • Количество незаконных увольнений по инициативе работодателя. Соотношение количества выявленных и устраненных нарушений законодательства по вопросам рабочего времени и времени отдыха.


11. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Механизмы:

  • Внесение изменений в Методику разработки баланса трудовых ресурсов с целью более детализированного учета потребности развития отраслей и регионов в трудовых ресурсах в зависимости от инвестиций, технического перевооружения и диверсификации экономики.
  • Разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие системы образования, служб занятости и работодателей.
  • Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части финансирования мероприятий по активной политике занятости за счет средств федерального бюджета, в том числе по опережающему переобучению работников, планируемых к высвобождению.

Индикаторы:

  • Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения.
  • Уровень общей безработицы.
  • Уровень зарегистрированной безработицы (по уровням образования и профессиям).
  • Потенциал безработицы и общий объем недоиспользования труда.


12. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Механизмы:

  • Нормативно-правовое обеспечение финансирования за счет средств федерального бюджета разработки и реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования: профориентация, стажировка обучающихся и выпускников, открытие курсов по обучению молодежи ведению предпринимательской деятельности.
  • Нормативно-правовое обеспечение соответствия количества обучающихся в учреждениях всех видов профессионального образования за счет средств бюджетов всех уровней прогнозному количеству вакансий по профессионально-квалификационным группам.

Индикатор:

  • Уровень безработицы среди молодежи.


13. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Механизмы:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения положений об условиях привлечения и использования иностранной рабочей силы.
  • Введение главы в Трудовой кодекс Российской Федерации, посвященной особенностям регулирования трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации.
  • Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части разрешения использовать иностранную рабочую силу только работодателям, присоединившимся к отраслевым, межотраслевым (региональным, территориальным) соглашениям.
  • Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части передачи полномочий по регулированию трудовой деятельности иностранных работников одному федеральному органу исполнительной власти.

Индикатор:

  • Численность трудовых мигрантов, имеющих разрешение на работу, в том числе из стран СНГ.
  • Количество коллективных договоров и соглашений, в которых определены условия по привлечению и использованию труда иностранных работников.


14. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РАБОТНИКА

Механизмы:

  • Внесение изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации по стимулированию частно-государственного финансирования учебных заведений профессионального образования.
  • Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения обязательств работодателя по обеспечению профессионального развития работника за счет средств работодателя.
  • Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части предоставления преференций работодателям, осуществляющим за свой счет профессиональное обучение работников.

Индикаторы:

  • Количество выпускников учебных заведений профессионального образования.
  • Количество работников, прошедших обучение, повышение квалификации, получивших дополнительное образование за счет средств работодателей.
  • Количество коллективных договоров и соглашений, в которые включены обязательства работодателя по обеспечению профессионального обучения работника.


15. ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Механизмы:

  • Внесение изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части установления двух видов пособия по безработице: социального базового пособия по безработице, выплачиваемого из средств федерального бюджета, и страхового пособия по безработице, выплачиваемого из средств социального страхования от безработицы.
  • Внесение изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части установления размера социального базового пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации, механизмов и сроков его индексации.
  • Внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части обеспечения безработных граждан социальным базовым пособием по безработице независимо от наличия трудового и страхового стажа гражданина.
  • Внесение изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части установления обязательного страхования от безработицы в размере одного процента за счет страховых взносов работодателя.
  • Внесение изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части возмещения утраты заработка работнику за счет страховых взносов работодателя при наличии у гражданина оплачиваемой работы (страхового стажа) в течение 2-х лет, предшествующего наступлению безработицы.

Индикаторы:

  • Количество безработных граждан, получающих социальное базовое пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения.
  • Количество безработных граждан, получающих страховое пособие по безработице.
  • Соотношение среднего размера пособия по безработице со средней начисленной заработной платой.


16. СТАНДАРТЫ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Эффективное социальное партнерство — система взаимоотношений работников, их представителей, работодателей, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально-экономическое развитие страны.

Принятие проектов законодательных актов и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе согласованной позиции всех сторон социального партнерства.

Механизмы:

  • Установление в Генеральном, отраслевых, региональных соглашениях положения о внесении проектов законодательных актов в сфере труда органами государственной власти в Государственную Думу Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации только в случае согласованной позиции по данным документам всех сторон социального партнерства.
  • Установление в Генеральном, отраслевых, региональных соглашениях положения о принятии проектов нормативных правовых и иных актов в сфере труда органами государственной власти только в случае согласованной позиции по данным документам всех сторон социального партнерства.

Индикаторы:

  • Количество законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, одобренных всеми сторонами на соответствующем уровне социального партнерства.
  • Количество законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, принятых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


17. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ (КЛЮЧЕВЫХ) ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

Механизмы:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения положений по формам, системам, размерам оплаты труда, механизмам повышения заработной платы и выплате заработной платы при банкротстве предприятий;
  • по занятости, обучению, переобучению и условиям высвобождения работников; по обеспечению интересов работников при смене собственника предприятия; по механизмам контроля за соблюдением условий коллективных договоров, соглашений.

Индикаторы:

  • Количество коллективных договоров и соглашений, в которые включены основополагающие вопросы в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
  • Соотношение количества выявленных и устраненных нарушений работодателями коллективных договоров и соглашений.
  • Количество коллективных трудовых споров.


18. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ.

Механизмы:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности создания постоянно действующих органов социального партнерства на всех уровнях для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности ежегодного предоставления отчетности о ходе выполнения положений коллективного договора, соглашения сторонами социального партнёрства всех уровней в органы государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности выдачи государственным инспектором труда в месячный срок работодателю предписания об устранении нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Индикаторы:

  • Соотношение количества выявленных и устраненных нарушений работодателями коллективных договоров и соглашений.
  • Количество коллективных трудовых споров.


19. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ НА КАЖДОГО РАБОТОДАТЕЛЯ

Механизм:

  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности распространения соглашения на каждого работодателя.

Индикатор:

  • Численность работников, охваченных коллективными договорами, соглашениями.


20. ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Механизмы:

  • Совершенствование процедур внесудебного урегулирования коллективных трудовых споров.
  • Расширение и укрепление взаимодействия профессиональных союзов с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, условий соглашений и коллективных договоров.
  • Расширение электронных приемных правовых инспекций, юридических консультаций.

Индикаторы:

  • Количество инициированных коллективных трудовых споров.
  • Количество коллективных трудовых споров, прошедших в форме забастовки.
  • Количество коллективных трудовых споров, прошедших в формах, не предусмотренных законодательством.
  • Число организаций, на которых проходили коллективные трудовые споры и забастовки.
  • Численность работников, участвовавших в коллективных трудовых спорах и забастовках.
  • Численность работников, участвовавших в коллективных трудовых спорах в формах, не предусмотренных законодательством.
  • Количество времени, не отработанного работниками, участвовавшими в забастовках.


21. РЕАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Механизмы:

  • Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения видов и обеспечения участия представителей работников в управлении организацией, в том числе в работе коллегиальных органов управления (общем собрании, совете директоров (наблюдательном совете), правлении).
  • Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательного согласования с представительным органом работников принятия локальных нормативных актов, решений по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Индикатор:

  • Количество организаций, в которых решения принимаются с участием представителей профсоюзной организации при работе коллегиальных органов управления (общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета), правления).


22. СТАНДАРТЫ ДОСТОЙНОГО ТРУДА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Социальное страхование — высокоэффективный механизм социальной защиты работающих и регулирования качества жизни. Достойный размер трудовой пенсии и социальных пособий.

Механизмы:

  • Система страхования социальных рисков, основанная на самофинансировании и отвечающая следующим принципам:
  • Принцип эквивалентности обязательств страхователя и страховщика; (пенсионная выплата пропорциональна уплаченным страховым взносам);
  • Принцип солидарности участников страхования; (перераспределение накопленных обязательств между застрахованными лицами, для которых реализовался страховой риск и для которых этот риск не реализовался);
  • Принцип солидарности поколений; (работающее поколение содержит нетрудоспособных, т.е. страховые платежи направляются на текущие выплаты пенсий);
  • Принцип равенства прав и обязанностей застрахованных; (равенство величины страхового тарифа для всех застрахованных и равенство условий назначения пенсии (страховой стаж и возраст).
  • Принятие Федерального закона «О ратификации Конвенции МОТ № 131 «Установление минимальной заработной платы» и принятие Федерального закона  «О ратификации Конвенции МОТ № 102  «О минимальных нормах социального обеспечения».
  • Принятие Федерального закона «О ратификации Европейского социального кодекса (в редакции 1964 года).
  • Внесение поправок в пенсионное законодательство РФ для учета при назначении пенсии (наличия в семье пенсионера, иждивенцев).
  • Приведение минимального размера пенсии по возрасту к уровню, превышающему минимальный размер оплаты труда и установление коэффициента замещения средней пенсией среднего заработка на уровне сорока процентов при стаже в 30 лет.

Индикатор:

  • Минимальный размер пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера.
  • Минимальная зарплата должна позволять работнику самостоятельно сформировать себе минимальную пенсию. Коэффициент замещения пенсией утраченного трудового дохода по стране, региону, району, городу в текущем году и в сравнении с прошлыми периодами при выполнении установленных законом условий страхования (страховой стаж, достижение пенсионного возраста и др.).


23. ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ, ТРУДЯЩИХСЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

23.1 Механизм:

  • Развитие обязательной профессиональной системы для работников, имеющих право на досрочный (ранее общеустановленного возраста) выход на трудовую пенсию.

Индикатор:

  • Численность застрахованных лиц с неблагоприятными условиями труда, за которых работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы в профессиональную пенсионную систему.


23.2 Механизм:

  • Включение в систему обязательного социального страхования лекарственного обеспечения амбулаторных больных и Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Индикатор:

  • Охват застрахованных лекарственным страхованием и средний размер страховых льгот при приобретении лекарств и медицинского оборудования застрахованными.


23.3 Механизм:

  • Профилактика основных причин смертности и инвалидности трудоспособного населения России.

Индикатор:

  • Количество впервые выявленных заболеваний в ходе все-общих диспансеризаций работников и динамика смертности по основным группам заболеваний по годам.

23.4 Механизмы:

  • Внесение изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в части восстановления страхового периода в 1 год при расчете величины возмещаемого среднего заработка.
  • Освобождение пособий по временной нетрудоспособности от обложения подоходным налогом.

Индикатор:

  • Размер пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом величины выплачиваемых пособий к размерам актуального заработка работника (коэффициент замещения по данным текущего года) до взимания НДФЛ.

23.5 Механизм:

  • Восстановление системы профилактики заболеваемости за счет средств социального страхования.

Индикатор:

  • Количество дней, пропущенных по болезни, в расчете на одного работника.


23.6 Механизм:

  • Восстановление системы общественного питания на производствах по доступным ценам, введение дотаций для работника за счет работодателя и отнесение затрат работодателя по общественному питанию на себестоимость продукции, как затраты на рабочую силу.

Индикатор:

  • Удельный вес затрат на питание в заработной плате работника. Доля работников, имеющих доступ к сети профилактического (специального) общественного питания в рабочее время.

Фотографии

387 просмотров