Программа действий Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России на 2021–2025 годы

Приложение
к постановлению VIII Съезда
Профсоюза ВС России
от «17» ноября 2020 года

Программа действий
Профессионального союза гражданского персонала
Вооруженных Сил России на 2021–2025 годы

VIII Съезд Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее могут именоваться — Профсоюз, Съезд Профсоюза) подтверждает верность избранному курсу борьбы за достойный уровень жизни гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее может именоваться — гражданский персонал). Профсоюзные организации Профсоюза остаются верны основным принципам профсоюзного движения: единство, солидарность, справедливость, ответственность, профессионализм и независимость.

Съезд Профсоюза заявляет, что члены Профсоюза, гражданский персонал, являясь частью личного состава воинских частей и организаций армии и флота, будут и впредь вносить свой вклад в обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Главными критериями эффективной деятельности Профсоюза, его организаций и выборных органов является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза:

  • рабочим местом, соответствующим условиям трудового договора, безопасности и охраны труда;
  • своевременно выплачиваемой, достойной труду работника заработной платой;
  • социальной защитой.

Реализация Программы действий Профсоюза осуществляется через конкретные планы мероприятий выборных коллегиальных профсоюзных органов всех уровней Профсоюза.

Основой деятельности Профсоюза являются положения Конституции Российской Федерации о России как о правовом и социальном государстве.

Задача Профсоюза — защита законных прав и интересов гражданского персонала, содействие формированию цивилизованных и справедливых социально-трудовых отношений, как способа конструктивного укрепления институтов доверия, согласия, сотрудничества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Съезд Профсоюза определил основные направления действий Профсоюза:

I. Гражданскому персоналу — достойную оплату труда

Съезд Профсоюза отмечает, что система оплаты труда в Вооруженных Силах Российской Федерации, в большинстве своем, не отвечает трудовым затратам и уровню ответственности гражданского персонала, его вкладу в дело укрепления боевой готовности Вооруженных Сил. Требования статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации об особых условиях оплаты труда, а также дополнительных льготах и преимуществах для лиц гражданского персонала не выполняются. Размер заработной платы гражданского персонала существенно ниже средней заработной платы в стране и уровня оплаты работников других силовых министерств.

Считать действия по повышению заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил России и совершенствование системы оплаты труда одной из главных задач Профсоюза.

Произошло ущемление прав работников ряда воинских частей и организаций, не вошедших в майские Указы Президента Российской Федерации 2012 года.

Профсоюз выступает за внесение существенных изменений в систему оплаты труда и установление достойной заработной платы гражданскому персоналу.

Под достойной заработной платой гражданского персонала Профсоюз понимает такую, которая:

  • отвечает понятию справедливой и объективной оценки труда;
  • создает базовые основы для систем социально-страховой защиты и социального обеспечения;
  • позволяет обеспечить работнику свободное развитие, отдых, возможность обучения и воспитания детей, доступ к достижениям цивилизации, возможность повышения своего профессионального уровня;
  • не допускает на законодательном уровне снижения ранее установленных гарантий и льгот, в том числе работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданскому персоналу воинских частей и организаций, расположенных в странах зарубежья;
  • обеспечивает приток квалифицированных молодых специалистов в воинские части и организации Вооруженных Сил страны.

Профсоюзные организации и Профсоюз в целом в новом отчетном периоде обязуются добиваться:

  • своевременной выплаты заработной платы, иных выплат работникам в полном объеме;
  • совершенствования структуры заработной платы, при которой доля оклада в оплате труда составляет не менее 70 процентов, а остальная — стимулирующие и компенсационные выплаты;
  • введения 20%-ой надбавки к окладу (тарифной ставки) гражданскому персоналу за работу в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • проведения дифференциации окладов, тарифных ставок работников после нескольких повышений МРОТ и заработной платы работников с низкими окладами (тарифными разрядами);
  • расширение списка организаций (подразделений воинских частей), выполняющих задачи в области здравоохранения, образования, науки, культуры, получающих выплаты по майским Указам Президента Российской Федерации;
  • установление минимального оклада (тарифной ставки) на уровне не менее МРОТ;
  • повышения уровня оплаты труда гражданского персонала в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги, включая, в том числе, и периоды 2014–2017 годов;
  • неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров, регламентирующих расчет заработной платы;
  • реализации мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в установленные сроки;
  • обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям его труда;
  • своевременной выплаты заработной платы, иных выплат работникам в полном объеме.

II. Социальное партнерство

Эффективное социальное партнерство — залог успеха в решении задач повседневной жизни гражданского персонала и поддержания боеготовности Вооруженных Сил России.

Социальное партнерство должно быть основано на уважении прав гражданского персонала, взаимоприемлемом сочетании интересов работников и органов военного управления различных уровней в строгом соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации.

Практически во всех воинских частях и организациях Вооруженных Сил заключены коллективные договоры. Однако соглашения и коллективные договоры нередко воспринимаются некоторыми командирами и начальниками как формальный документ и не становятся в полной мере эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений.

Стремясь обеспечить реальное и эффективное взаимодействие профсоюзных организаций, командиров воинских частей (руководителей организаций) всех степеней, Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России ставит задачу — осуществлять работу по следующим направлениям:

  • уважение и учет интересов сторон социального партнерства;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • соблюдение законодательства при подготовке и заключении соглашений и коллективных договоров;
  • формирование единых требований к работодателям в сфере труда на основе Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О Профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Профсоюза, постановлений коллегиальных органов Профсоюза, Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации (далее может именоваться — Отраслевое соглашение) и иных локальных нормативных актов;
  • повышение качества обучения профсоюзного актива по ведению переговоров, разработки, заключения соглашений и коллективных договоров;
  • заключение (содействие заключению) коллективных договоров во всех воинских частях и организациях, где действуют первичные профсоюзные организации Профсоюза, уделяя особое внимание качеству заключаемых договоров;
  • конкретизация обязательств соглашений и коллективных договоров, осуществление профсоюзного контроля за их исполнением;
  • повышение ответственности сторон социального партнерства за неисполнение заключенных ими соглашений, коллективных договоров;
  • результативность работы Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений;
  • выполнение работодателями трудового законодательства, условий Отраслевого соглашения, соглашений, коллективных договоров;
  • оказание помощи командирам воинских частей (руководителям организаций) в соблюдении гражданским персоналом трудового законодательства, трудовой дисциплины, соблюдении требований по охране труда.

III. Правовое положение гражданского персонала

Съезд Профсоюза особо отмечает, что в настоящее время трудовые отношения гражданского персонала и работодателя остаются во многих вопросах вне правового поля.

Роль гражданского персонала в жизнедеятельности Вооруженных Сил в современных условиях возрастает, однако его труд в большинстве своем недооценен, что вызывает растущее социальное напряжение в трудовых коллективах.

Съезд Профсоюза обращает внимание на необходимость изменения нормативной правовой базы по регулированию трудовых отношений, введения дополнительных льгот и преимуществ в оплате труда и социальной сфере для гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.

IV. Обеспечение правовой защиты гражданского персонала

Съезд отмечает, что при сложившемся положительном, в целом, социальном партнерстве с органами военного управления, отдельные командиры и начальники допускают по отношению к гражданскому персоналу нарушения трудового законодательства, проявляют элементы волюнтаризма при увольнении, налагают дисциплинарные взыскания членам Профсоюза без согласования с профсоюзными органами, порой несправедливо распределяют выделенные Министром обороны Российской Федерации денежные средства для дополнительного материального стимулирования личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Все это вызывает социальную напряженность, законную и обоснованную тревогу со стороны профсоюзных органов и, зачастую, вынуждают обращаться за помощью в органы Прокуратуры Российской Федерации, Федеральной инспекции труда, суды, что предполагает хорошую правовую подготовку профсоюзного актива.

Съезд Профсоюза со всей ответственностью заявляет, что Профсоюз, в рамках российского законодательства, будет и впредь стоять на страже законных интересов гражданского персонала, для чего необходимо:

  • соблюдение трудового законодательства при увольнении гражданского персонала на основании сокращения численности или штата и ликвидации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • совершенствовать систему обеспечения специализированными жилыми помещениями гражданского персонала, для чего добиваться безусловного выделения специализированных жилых помещений гражданскому персоналу и постоянного информирования Профсоюза по этому вопросу, выделения средств по ипотеке для приобретения жилплощади после 20 лет безупречной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • совершенствовать систему профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий соглашений, трудовых и коллективных договоров;
  • укреплять взаимодействие с органами государственной власти по обеспечению конституционных прав, гарантий гражданского персонала в сфере труда;
  • совершенствовать механизмы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе, при активном участии комиссий по трудовым спорам (КТС) и представителей органов военного управления (социальных партнеров);
  • обеспечивать информационно-юридическую поддержку при заключении соглашений и коллективных договоров или разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • совершенствовать деятельность Правовой инспекции труда Профсоюза, ее внештатных инспекторов на уровне первичной профсоюзной организации, руководителей профсоюзных организаций, проводить их обучение с применением современных технологий;
  • разрабатывать информационные и методические материалы, осуществлять обмен практикой работы по эффективной правовой защите членов Профсоюза и гражданского персонала Вооруженных Сил в целом;
  • информировать профсоюзные организации о проводимой работе по защите социально-трудовых прав и гарантий работников через интернет-сайт и средства массовой информации.

V. Охране труда гражданского персонала — особое внимание

Съезд Профсоюза отмечает, что основная задача охраны труда — сохранение жизни и здоровья гражданского персонала в процессе трудовой деятельности — особенно актуальна в Вооруженных Силах Российской Федерации.

По предложениям Профсоюза руководством Министерства обороны Российской Федерации проведена работа по формированию системы охраны труда в Вооруженных Силах. Созданные отделы охраны труда в военных округах и Северном флоте обеспечили проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, обучение работников в сфере охраны труда, оснащение рабочих мест аптечками первой необходимости.

Вместе с тем, по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах ряда профессий (должностей) лиц гражданского персонала из-за изменения критериев оценки вредных факторов произошло уменьшение (прекращение) выплат компенсационного характера, предоставление гарантий. Многие работники трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В Министерстве обороны Российской Федерации нет налаженной системы профилактики и предупреждения несчастных случаев.

В этих условиях необходимо усиление общественного контроля за состоянием охраны труда силами общественных инспекторов Технической инспекции труда Профсоюза и работа уполномоченных (доверенных) лицпо охране труда.

Профсоюз продолжит осуществлять контроль за:

  • созданием и внедрением в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации Системы управления охраной труда;
  • совершенствованием службы охраны труда в Министерстве обороны Российской Федерации;
  • предоставлением гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда до проведения специальной оценки условий труда;
  • дальнейшим проведением специальной оценки условий труда с выполнением всех требований законодательства в соответствии с Федеральным законом 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • созданием централизованной службы охраны труда в видах, родах войск и флотах;
  • обеспечением безопасных условий на рабочих местах;
  • применением средств индивидуальной и коллективной защиты работников, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия с установленными законодательством Российской Федерации требованиями;
  • приобретением и выдачей, за счет средств работодателя, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и других равноценных продуктов;
  • разработкой прозрачного механизма и обязательностью использования 20% от перечисленных страховых взносов Фонда социального страхования для реализации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
  • проведением, за счет средств работодателя, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
  • информированием работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • санитарно-бытовым обслуживанием и медицинским обеспечением в соответствии с требованиями охраны труда;
  • своевременным расследованием и учетом в установленном законодательством порядке несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюз продолжит работу по:

  • оказанию методической и практической помощи профсоюзным организациям по вопросам охраны труда;
  • взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны труда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор)в установленной сфере деятельности, в том числе и с Главной военной прокуратурой;
  • внесению в соответствующие органы предложений по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • недопущению сокрытия командирами воинских частей (руководителями организаций) фактов травматизма гражданского персонала на рабочих местах;
  • проведению обучения внештатных технических инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза.

VI. Санаторно-курортное обеспечение и организация отдыха членов Профсоюза и членов их семей

В соответствии с Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации передает Профсоюзу квоту на льготные путевки для гражданского персонала в санаторно-курортные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, который, в свою очередь, распределяет их установленным порядком.

Профсоюз продолжит работу по:

  • обеспечению гражданского персонала санаторно-курортными путевками, предоставляемыми Министерством обороны Российской Федерации на льготных условиях;
  • увеличению числа льготных путевок в санатории и дома отдыха в связи с увеличением численности гражданского персонала;
  • организации семейного отдыха членов Профсоюза и членов их семей на базах и в домах отдыха на Черноморском побережье Крыма и Кавказа через профсоюзную туристическую фирму «Профтур», созданную по инициативе Центрального комитета Профсоюза в 2012 году;
  • установлению льгот на посещение ведомственных учреждений культуры и досуга, плавательных бассейнов, других спортивных объектов.

VII. Укрепление организационного единства — наша общая задача

Съезд Профсоюза отмечает, что укрепление организационного единства, четкое взаимодействие структур Профсоюза в реализации решений, принимаемых вышестоящими профорганами, повышение эффективности деятельности Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России в решении задач социального партнерства, защите социально-трудовых прав гражданского персонала требует дальнейших мер по структурному, организационному и кадровому укреплению Профсоюза.

Для усиления роли и престижа Профсоюза в повседневной жизни и деятельности трудовых коллективов Съезд Профсоюза считает необходимым:

  • повысить эффективность практических мер по увеличению численности членов Профсоюза, мотивации вступления в ряды профсоюзного членства на примерах активного участия членов Профсоюза в защите трудовых прав и обеспечении социальных гарантий работников, созданию новых первичных профсоюзных организаций в воинских частях, организациях;
  • для достижения целей, намеченных Программой действий Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России на 2021–2025 годы, по решению Центрального комитета Профсоюза, в качестве крайней меры, проводить общие организованные коллективные действия всех организаций Профсоюза в нерабочее время, в выходные или нерабочие праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • продолжить осуществление мероприятий по обоснованным структурным изменениям, объединению и укреплению малочисленных профсоюзных организаций на основе соблюдения принципов деятельности Профсоюза;
  • повысить эффективность деятельности территориальных организаций Профсоюза по представительству и защите социально-экономических прав гражданского персонала на региональном уровне;
  • укреплять финансовую базу Профсоюза, добиваться своевременности и полноты перечисления членских профсоюзных взносов, а также правильности их расходования;
  • восстановить роль профсоюзных собраний в решении важнейших вопросов жизни и деятельности трудовых коллективов и Профсоюза в целом;
  • продолжить реализацию мер по повышению эффективности формирования и использования кадрового резерва, способствовать продвижению резерва профсоюзных лидеров из числа молодежи;
  • обеспечить обязательное обучение руководителей профсоюзных организаций всех уровней по программам дополнительного профессионального образования в течение срока избрания;
  • разработать систему морального и материального поощрения профсоюзных кадров и актива;
  • совершенствовать информационную работу через интернет-сайты, социальные сети и мессенджеры, информационные вестники (бюллетени) Профсоюза, профсоюзные газеты, листовки, средства массовой информации, в том числе ведомственные;
  • развивать телекоммуникационные технологии;
  • осваивать современные методы сбора, обработки и доставки информации, принимать меры к оснащению оргтехникой аппаратов территориальных (межрегиональных) комитетов в целях создания единой информационной базы Профсоюза;
  • повысить активность Профсоюза в организации смотров-конкурсов различной направленности, в работе с детьми, семьями членов Профсоюза, в оказании материальной помощи пострадавшим членам Профсоюза и их семьям в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • повышать культурный уровень гражданского персонала, используя возможности имеющихся культурных центров, театров, кинотеатров, клубов, музеев, комнат боевой славы воинских частей и организаций;
  • организовывать и проводить физкультурно-оздоровительную работу среди членов Профсоюза и их семей;
  • уделять особое внимание патриотическому воспитанию гражданского персонала, членов Профсоюза и членов их семей, молодежи, для чего принимать активное участие в мероприятиях патриотической направленности в период празднования знаменательных для страны дат;
  • активно включиться в реализацию государственных программ, используя имеющуюся сеть спортивных сооружений на местах, для организации спартакиад, спортивных соревнований по различным доступным видам спорта;
  • расширять формы солидарности и единства с другими профсоюзными объединениями на местах, дающие возможность обеспечить взаимную поддержку и массовость при проведении коллективных акций;
  • считать безусловное соблюдение исполнительской дисциплины, повышение персональной ответственности руководителей профсоюзных организаций за выполнение решений, принимаемых коллегиальными органами Профсоюза, как важнейшим условием повышения эффективности работы Профсоюза.

VIII. Молодежная политика Профсоюза

Съезд Профсоюза отмечает, что создание Молодежных советов при Центральном комитете Профсоюза, комитетах территориальных и межрегиональных организаций Профсоюза, в первичных профсоюзных организациях отвечает духу времени и способствует реальному решению жизненных интересов и социально-трудовых прав молодых работников.

Молодежные советы в своей деятельности руководствуются основополагающими документами: «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации», решениями Генерального совета Федерации Независимых Профсоюзов России, Уставом Профсоюза, постановлениями Съезда, Центрального комитета, Президиума Профсоюза, органов территориальных (межрегиональных), первичных профсоюзных организаций и Положением о Молодежных советах в Профсоюзе гражданского персонала Вооруженных Сил России, утвержденным постановлением Президиума Профсоюза от 3 июня 2015 года № 19-6.

Профсоюз должен стать привлекательной для молодежи организацией. Для этого Молодежным советам в своей работе сосредоточить особое внимание на:

  • привлечение молодежи к активной профсоюзной деятельности, участию во всех мероприятиях, проводимых комитетами территориальных, первичных профсоюзных организаций, по развитию и совершенствованию социального партнерства, по защите трудовых и социально-экономических прав молодежи;
  • содействие патриотическому, социальному, культурному, духовному и физическому развитию, воспитанию и образованию молодежи, реализации общественно значимых инициатив, использованию инновационного потенциала молодежи в интересах Профсоюза и самой молодежи, недопущению дискриминации по возрасту;
  • введение в профсоюзную работу новых инновационных форм и методов социальной поддержки членов Профсоюза, адекватных новым условиями реалиям современных Вооруженных Сил Российской Федерации, близких и понятных молодежи;
  • участие в формировании единого информационного пространства для информирования молодежи о деятельности Профсоюза;
  • вовлечение молодежи в члены Профсоюза, подготовку кадров и актива из числа молодежи, участие ее в деятельности институтов гражданского общества всех уровней;
  • тесное взаимодействие с молодежными советами всех уровней, существующих в организациях Федерации Независимых Профсоюзов России;
  • изучение, обобщение, использование и распространение опыта работы с молодежью Молодежных советов всех уровней, в том числе и в Международном объединении профсоюзов работников Вооруженных Сил, совершенствование форм и методов работы с молодежью.

В развитии молодежной политики — будущее Профсоюза.

IX. Международная деятельность Профсоюза

15 июня 2011 года создано Международное объединение профсоюзов работников Вооруженных Сил (далее может именоваться — МОП работников ВС), в состав которого вошли: Белорусский профессиональный союз работников Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других органов безопасности, Профсоюз работников Вооруженных Сил Республики Казахстан и Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России.

Съезд Профсоюза подтверждает, что Профсоюз как член МОП работников ВС в своей международной деятельности:

  • руководствуется общепринятыми нормами международного права, законодательством стран, входящих в МОП работников ВС;
  • организует работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Беларусь — страны, где зарегистрирована МОП работников ВС;
  • независим от государственных, хозяйственных, административных органов, политических партий и общественных организаций;
  • привержен укреплению солидарности и единства действий профсоюзов стран, входящих в МОП работников ВС;
  • обязуется осуществлять взаимодействие и координацию деятельности членских организаций, входящих в МОП работников ВС, по защите трудовых и социально-экономических прав членов профсоюзов Вооруженных Сил;
  • будет участвовать в выработке согласованных позиций членских организаций МОП работников ВС на международном уровне по трудовым, социально-экономическим и другим вопросам, затрагивающим права и законные интересы членов профсоюзов стран, входящих в МОП работников ВС;
  • обязуется улучшить каналы связи и информирование о профсоюзном движении в странах МОП работников ВС;
  • обязуется изучить вопрос международного обмена между профсоюзными организациями стран МОП работников ВС на всех уровнях и возможности создания сводного интернет-ресурса.