Программа действий Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России на 2016–2020 годы: «Обеспечение высокой боевой готовности — наша общая задача! Гражданскому персоналу Вооруженных Сил России — достойный уровень жизни!»

VII Съезд Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России (далее — Профсоюз) заявляет, что члены Профсоюза, гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь частью личного состава частей и подразделений армии и флота, будут и впредь вносить свой вклад в обеспечение постоянной боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

VII Съезд Профсоюза подтверждает верность избранному курсу борьбы за достойный уровень жизни гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — гражданский персонал). Членские организации Профсоюза остаются верными своим принципам: единство, солидарность, справедливость, независимость.

Идеологической основой деятельности Профсоюза является положение Конституции Российской Федерации о России как о социальном государстве.

Задача Профсоюза — защита прав и законных интересов гражданского персонала, содействие формированию цивилизованных социально-трудовых отношений, как способа конструктивного укрепления институтов доверия, согласия, сотрудничества в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Профсоюз подтверждает независимость от политических партий и движений, общественных объединений, религиозных организаций, работодателей и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, не приемлет их давления при принятии решений.

Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России выступает за построение социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства с органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации.

Социальное партнерство должно быть основано на уважении прав гражданского персонала, взаимоприемлемом сочетании интересов работников и органов военного управления различных уровней в строгом соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министра обороны Российской Федерации.

I. Социальное партнерство — залог успехов в решении задач повседневной жизни гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации

Важнейшим институтом в решении задач по защите прав и интересов гражданского персонала является социальное партнерство.

В рамках социального партнерства принимаются решения по основным вопросам жизни и деятельности армейских, флотских и других трудовых коллективов.

Практически во всех организациях Профсоюза заключены коллективные договоры. Однако, соглашения и коллективные договоры нередко воспринимаются некоторыми командирами и начальниками как формальный документ и не становятся в полной мере эффективным инструментом регулирования социально-трудовых отношений.

Стремясь обеспечить реальное и эффективное взаимодействие профсоюзных организаций, командиров и начальников всех степеней, Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных сил России будет работать по направлениям:

  • соблюдение единых установленных положений законодательства по подготовке и заключение соглашений и коллективных договоров;
  • формирование единых требований профсоюзных организаций к работодателям на основе Устава, постановлений коллегиальных органов Профсоюза, Отраслевого соглашения между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации (далее — Отраслевого соглашения);
  • повышения эффективности и качества обучения профсоюзного актива по вопросам ведения переговоров, разработки, заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров;
  • заключение (содействие заключению) коллективных договоров во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации Профсоюза, уделяя особое внимание качеству заключенных договоров;
  • конкретизация обязательств коллективных соглашений и договоров, осуществление профсоюзного контроля за их исполнением;
  • повышение ответственности сторон социального партнерства за неисполнение заключенных ими соглашений, коллективных договоров; активизация работы Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по регулированию социально-трудовых отношений;
  • выполнение работодателями условий Отраслевого соглашения.

II. Статус гражданского персонала — основополагающий документ его жизнедеятельности

VII Съезд Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отмечает, что в современных условиях гражданский персонал, являясь личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, остается вне правового поля.

Роль гражданского персонала в жизнедеятельности Вооруженных Сил недооценена, что вызывает недоумение, законное возмущение с его стороны.

Вместе с тем, только гражданский персонал занимается призывом на военную службу, в качестве военных преподавателей обучает будущих офицеров в суворовских и нахимовских училищах, кадетских корпусах, военных университетах, институтах, училищах и академиях, лечит в военных медицинских учреждениях, стоит у станков ремонтных мастерских и заводах. Гражданский персонал несет службу в составе смен боевого дежурства, поднимается по тревоге для выполнения задач, стоящих перед подразделениями и частями. Гражданским персоналом укомплектован весь вспомогательный флот флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.

Съезд обращает внимание на то, что Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России — Профсоюз особый, деятельность его членов и гражданского персонала (чьи интересы он представляет) давно вышла за рамки существующего Российского законодательства о труде, поэтому назрела необходимость создания документа, который бы объединил воедино положения федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны, то есть Статуса гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, включающего совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности гражданского персонала.

Статус гражданского персонала должен, в определенном смысле, соответствовать положениям Статуса военнослужащих, так как гражданский персонал является личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

III. Гражданскому персоналу достойную оплату труда

Съезд отмечает, что сложившаяся система оплаты труда в Вооруженных Силах Российской Федерации не в полной мере отвечает трудовым затратам, уровню ответственности гражданского персонала и требованиям статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации в деле укрепления боевой готовности Вооруженных Сил. Размер заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил существенно ниже заработной платы работников других министерств и ведомств.

Сложилась резкая дифференциация уровня заработной платы гражданского персонала и военнослужащих по контракту Вооруженных Сил Российской Федерации.

Под достойной заработной платой гражданского персонала Профсоюз понимает такую, которая:

  • отвечает понятию справедливой оценки труда личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • обеспечивает определенную экономическую свободу работающему человеку и его семье;
  • создает базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения;
  • может обеспечить работнику свободное развитие, отдых, возможность обучения и воспитания детей, доступ к достижениям цивилизации, возможность повышения своего профессионального уровня; зарабатывается в условиях, не унижающих достоинство человека труда;
  • не допускает на законодательном уровне снижения ранее установленных гарантий и льгот, в том числе работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданскому персоналу войсковых частей и организаций, расположенных в странах зарубежья;
  • обеспечивает приток квалифицированных молодых специалистов в подразделения Армии и Флота.

Профсоюзные организации и Профсоюз в целом обязаны добиваться:

  • справедливой оценки результатов труда;
  • повышения уровня оплаты труда гражданского персонала в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги;
  • неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров, регламентирующих расчет заработной платы;
  • реализации мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в установленные сроки;
  • обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям его труда;
  • равной оплаты за труд равной ценности для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

IV. Обеспечение правовой защиты гражданского персонала

Съезд отмечает, что при сложившемся положительном, в целом, социальном партнерстве с органами военного управления в Центре и на местах, отдельные командиры и начальники допускают по отношению к гражданскому персоналу нарушения законодательства о Труде, проявляют элементы волюнтаризма при увольнении, выносят дисциплинарные взыскания членам Профсоюза без согласования с профсоюзными органами, порой несправедливо распределяют выделенные Министром обороны Российской Федерации денежные средства для дополнительного материального стимулирования личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Все это вызывает социальную напряженность, законную и обоснованную тревогу со стороны профсоюзных органов и, зачастую, вынуждают обращаться за помощью в органы Прокуратуры Российской Федерации, Федеральной инспекции труда, суды.

Съезд вновь подтверждает, что Профсоюз, в соответствии с законодательством, будет и впредь стоять на страже законных интересов гражданского персонала Вооруженных Сил России, для чего необходимо:

  • минимизировать увольнения гражданского персонала на основании сокращения численности или штата и ликвидации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • совершенствовать систему профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий соглашений, трудовых и коллективных договоров;
  • укреплять взаимодействие с органами государственной власти по обеспечению конституционных прав, гарантий гражданского персонала в сфере труда; совершенствовать механизмы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе, при активном участии представителей органов военного управления (социальных партнеров);
  • обеспечивать информационно-юридическую поддержку при заключении соглашений и договоров или разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; совершенствовать деятельность Правовой инспекции труда Профсоюза, ее внештатных инспекторов, руководителей профсоюзных организаций, проводить их обучение с применением современных технологий; разрабатывать информационные и методические материалы, осуществлять обмен практикой работы по эффективной правовой защите членов Профсоюза и гражданского персонала Вооруженных Сил в целом;
  • информировать профсоюзные организации о проводимой работе по защите социально-трудовых прав и гарантий работников через интернет-сайт.

V. Охране труда гражданского персонала — особое внимание

Съезд отмечает, что в Вооруженных Силах Российской Федерации охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья гражданского персонала в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия практически отсутствуют.

Специальной оценкой условий труда на рабочих местах, анализом, профилактикой и предупреждением несчастных случаев в целом по Министерству обороны Российской Федерации никто не занимается, нет даже перечня действующих в Вооруженных Силах нормативных правовых актов по охране труда.

Зачастую финансовые органы Министерства обороны в субъектах Российской Федерации принимают незаконные решения о прекращении предоставления гарантий и компенсационных выплат гражданскому персоналу за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Профсоюз неоднократно предлагал руководству Министерства обороны Российской Федерации восстановить в Вооруженных Силах службу охраны труда. К сожалению, в настоящее время, понимания в необходимости создания такой структуры нет.

Изменить ситуацию помогает работа Технической инспекции труда Профсоюза, созданная постановлением Центрального Комитета Профсоюза от 14 декабря 2011 года № 7-10 и работа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

В связи с этим, Профсоюз должен продолжать работу по:

  • недопущению дальнейшего увеличения нагрузки на одного работника без его согласия и соответствующей оплаты;
  • предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда до проведения специальной оценки условий труда;
  • проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом 2013года № 426-ФЗ;
  • созданию централизованной службы охраны труда в Министерстве обороны, видах, родах войск, военных округах и флотах;
  • обеспечению безопасных условий на рабочих местах;
  • применению, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия с установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • приобретению и выдачи, за счет средств работодателя, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, молока и других равноценных продуктов;
  • проведению, за счет средств работодателя, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
  • информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • санитарно-бытового обслуживанию и медицинскому обеспечению в соответствии с требованиями охраны труда;
  • своевременному расследованию и учету в установленном законодательством порядке несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оказанию методической и практической помощи профсоюзным организациям по вопросам охраны труда;
  • взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства в области охраны труда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, в том числе и с Главной военной прокуратурой;
  • внесению в соответствующие органы предложений по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
  • недопущению сокрытия командирами фактов травматизма гражданского персонала на рабочих местах;
  • проведению обучения внештатных технических инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза.

VI. Санаторно-курортное обеспечение и организация отдыха членов Профсоюза и членов их семей

В соответствии с Отраслевым соглашением между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации передает квоту на льготные путевки в санаторно-курортные учреждения Министерства обороны Российской Федерации (5% от общего количества путевок для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации) в Центральный комитет Профсоюза, который в свою очередь распределяет их установленным порядком.

Профсоюз продолжит работу по:

  • обеспечению санаторно-курортными путевками, предоставляемыми Министерством обороны Российской Федерации на льготных условиях;
  • организации семейного отдыха членов Профсоюза и членов их семей на базах и домах отдыха на Черноморском побережье Крыма и Кавказа через профсоюзную туристическую фирму «Профтур», созданную по инициативе Центрального Комитета Профсоюза в 2012 году;
  • увеличению числа льготных путевок в санатории и дома отдыха в связи с увеличением численности гражданского персонала;
  • восстановлению и развитию механизмов обеспечения детского отдыха для гражданского персонала и отдыха детей с родителями на льготных условиях;
  • противодействию закрытию, перепрофилированию и использованию не по назначению загородных детских оздоровительных учреждений, а также обеспечению доступности цен на путевки в них.

VII. Укрепление организационного единства — наша общая задача

Съезд отмечает, что укрепление организационного единства, повышение эффективности деятельности Профессионального союза гражданского персонала Вооруженных Сил России в решении задач социального партнерства, защите социально-трудовых прав гражданского персонала требует дальнейших мер по структурному, организационному и кадровому укреплению.

Для дальнейшего повышения роли Профсоюза в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, Съезд считает необходимым:

  • повысить эффективность практических мер по увеличению численности членов Профсоюза, мотивации профсоюзного членства, активному и сознательному членству гражданского персонала в Профсоюзе за счет обеспечения их непосредственного участия в решении всех вопросов деятельности профсоюзных организаций, созданию новых первичных профсоюзных организаций в воинских частях, организациях и т.д.;
  • продолжить осуществление мероприятий по обоснованным структурным изменениям, объединению и укреплению малочисленных профсоюзных организаций, ликвидации неэффективных или малоэффективных руководящих профсоюзных органов;
  • повысить эффективность деятельности территориальных организаций Профсоюза по представительству и защите социально-экономических прав гражданского персонала на региональном уровне;
  • восстановить роль профсоюзных собраний в решении важнейших вопросов жизни и деятельности трудовых коллективов и Профсоюза в целом;
  • продолжить реализацию мер по повышению эффективности формирования и использования кадрового резерва, способствовать продвижению резерва профсоюзных лидеров из числа молодежи;
  • обеспечить обязательное обучение руководителей профсоюзных организаций всех уровней по программам дополнительного профессионального образования;
  • активнее пропагандировать деятельность Профсоюза в организации смотров-конкурсов различной направленности, по работе с детьми, семьями членов Профсоюза, по оказанию материальной помощи пострадавшим членам Профсоюза, и их семьям в результате чрезвычайных обстоятельств;
  • продолжать повышать культурный уровень гражданского персонала, используя возможности имеющихся культурных центров, театров, кинотеатров, клубов, музеев, комнат Боевой славы воинских частей и соединений;
  • уделять особое внимание патриотическому воспитанию гражданского персонала, членов Профсоюза и членов их семей, молодежи, для чего принимать активное участие в мероприятиях патриотической направленности в период празднования знаменательных для страны дат;
  • активно включиться в реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта на 2016–2020гг», используя имеющуюся сеть спортивных сооружений на местах для организации спартакиад, спортивных соревнований по различным доступным видам спорта. Добиваться финансирования культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий в размере не менее 0, 15 процента утвержденного фонда оплаты труда;
  • расширять формы солидарности и единства с другими профсоюзными объединениями на местах, дающие возможность обеспечить взаимную поддержку и массовость при проведении коллективных акций; считать безусловное соблюдение исполнительской дисциплины, повышение персональной ответственности руководителей профсоюзных организаций за выполнение решений, принимаемых коллегиальными органами Профсоюза, как важнейшим условием повышения эффективности работы Профсоюза.

VIII. Работа Молодежных советов Профсоюза

Съезд отмечает, что в настоящее время в стране нет ни одной массовой молодежной организации, способной реально отстаивать её жизненные интересы и социально-трудовые права.

Систематическую, целенаправленную работу с молодежью проводят не все профсоюзные организации. Это ослабляет приток в Профсоюз новых членов, осложняет процесс омолаживания профсоюзного актива.

С целью реализации основных направлений молодежной политики государства, создаются Молодежные советы при Центральном комитете Профсоюза, комитетах территориальных и межрегиональных организаций Профсоюза, в первичных профсоюзных организациях.

Молодежные советы в своей деятельности руководствуются основополагающими документами: «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации», решениями Съезда, Центрального комитета, Президиума Профсоюза, постановлениями органов территориальных, первичных профсоюзных организаций и «Положением о Молодежных советах в Профсоюзе гражданского персонала Вооруженных Сил России», утвержденным постановлением Президиума Профсоюза от 3 июня 2015 года № 19-6.

Молодежным советам в своей работе необходимо сосредоточить особое внимание на:

  • привлечение молодежи к активной профсоюзной деятельности, участию во всех мероприятиях по развитию и совершенствованию социального партнерства, по защите трудовых и социально-экономических прав молодежи;
  • содействие патриотическому, социальному, культурному, духовному и физическому развитию, воспитанию и образованию молодежи, реализации общественно значимых инициатив, использованию инновационного потенциала молодежи в интересах Профсоюза и самой молодежи, недопущению дискриминации по возрасту;
  • введение в профсоюзную работу новых инновационных форм и методов социальной поддержки членов Профсоюза, адекватных новым условиям и реалиям современных Вооруженных Сил Российской Федерации, близких и понятных молодежи;
  • участие в формировании единого информационного пространства для информирования молодежи о деятельности Профсоюза;
  • вовлечение молодежи в члены Профсоюза, подготовку кадров и актива из числа молодежи, участие ее в деятельности институтов гражданского общества всех уровней;
  • тесное взаимодействие с молодежными советами всех уровней, существующих в организациях Федерации Независимых Профсоюзов России;
  • изучение и обобщение, использование и распространение опыта работы с молодежью Молодежных советов всех уровней, в том числе и Международном объединении профсоюзов работников Вооруженных Сил, совершенствование форм и методов работы с молодежью.

IX. Международная деятельность Профсоюза

15 июня 2011 года создано «Международное объединение профсоюзов работников Вооруженных Сил» (далее — МОП работников ВС), в состав которого вошли «Белорусский профессиональный союз работников Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других органов безопасности», «Профсоюз работников Вооруженных Сил Республики Казахстан» и «Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России».

Съезд подтверждает, что Профсоюз как член МОП работников ВС в своей международной деятельности:

  • руководствуется общепринятыми нормами международного права, законодательств стран, входящих в МОП работников ВС;
  • организует работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Беларусь — страны, где зарегистрирована МОП работников ВС;
  • независим от государственных, хозяйственных, административных органов, политических партий и общественных организаций;
  • привержен укреплению солидарности и единства действий профсоюзов стран, входящих в МОП работников ВС;
  • обязуется осуществлять взаимодействие и координацию деятельности членских организаций, входящих в МОП работников ВС по защите трудовых и социально-экономических прав членов профсоюзов Вооруженных Сил; будет участвовать в выработке согласованных позиций членских организаций на международном уровне по трудовым, социально-экономическим и другим вопросам, затрагивающие права и законные интересы членов профсоюзов стран, входящих в МОП работников ВС;
  • обязуется улучшить каналы связи и информирование о профсоюзном движении в странах МОП;
  • обязуется изучить вопрос о международных обменах между профсоюзными организациями стран МОП на всех уровнях, возможность создания сводного интернет-ресурса.